ТРЕЗВАЯ РОССИЯ – ПРОТИВ НАРКОТИКОВ
В 2018 году Федеральный проект «Трезвая Россия» впервые осуществил независимое аналитическое исследование эффективности антинаркотической работы субъектов Российской Федерации. Итогом исследования стал уникальный доклад «ТРЕЗВАЯ РОССИЯ – ПРОТИВ НАРКОТИКОВ. Антинаркотический рейтинг эффективности субъектов Российской Федерации – 2018»(далее – «Антинаркотический рейтинг регионов — 2018»).
«Антинаркотический рейтинг регионов — 2018» подготовлен в целях предоставления обществу, органам государственной власти и местного самоуправления независимой, актуальной и объективной картины эффективности антинаркотической работы субъектов Российской Федерации. Исследование также выявляет и сравнивает масштабы негативных последствий наркотизации населения и распространения наркотиков.
Сегодня человеческий капитал и здоровье нации становятся главным гарантом суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации. Антинаркотическая деятельность регионов определяет уровень здоровья граждан Российской Федерации. Сравнительный мониторинг антинаркотической деятельности регионов впервые выявляет вектор и степень заботы региональных властей о гражданах, указывая им, в частности, где и что нужно исправить.
Задача «Антинаркотического рейтинга регионов – 2018» — содействие повышению эффективности государственной антинаркотической политики, а также совершенствованию антинаркотической деятельности в каждом из субъектов Российской Федерации. Рейтинг демонстрирует, что существующий сегодня уровень эффективности антинаркотической работы регионов России, в целом, — недостаточный.
Уникальность «Антинаркотического рейтинга регионов – 2018» заключается в том, что он впервые объединяет разрозненные статистические показатели различных ведомств в единую специально разработанную ясную и прозрачную систему. Это позволяет непредвзято и максимально объективно оценить реальный вклад каждого конкретного региона России в общероссийскую антинаркотическую работу. Данный рейтинг – это кросс-региональный общественный «мотиватор» для усиления эффективности антинаркотической деятельности во всех субъектах Российской Федерации.
Руководитель Федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев: «Основная задача «Антинаркотического рейтинга регионов — 2018»заключается в том, чтобы абсолютно независимо и объективно оценить реальную антинаркотическую работу в России, а также ее последствия в каждом из регионов нашей страны. Мы ожидаем, что данный независимый доклад поможет федеральным и региональным чиновникам найти действенные меры, пути и методы для корректировки текущей наркоситуации и кардинального улучшения антинаркотической работы, как неотъемлемой части защиты национальной безопасности Российской Федерации.
«Антинаркотический рейтинг регионов — 2018»
Место | Субъект Российской Федерации | Балл |
1 | Архангельская область | 22,62 |
2 | Чукотский авт.округ | 23,97 |
3 | Волгоградская область | 23,99 |
4 | Чеченская Республика | 24,09 |
5 | Республика Мордовия | 24,41 |
6 | Орловская область | 24,42 |
7 | Кировская область | 24,44 |
8 | Республика Дагестан | 24,73 |
9 | Рязанская область | 24,99 |
10 | Чувашская Республика | 25,12 |
11 | Республика Саха (Якутия) | 25,17 |
12 | Пензенская область | 25,29 |
13 | г. Севастополь | 25,41 |
14 | Ненецкий авт.округ | 25,88 |
15 | Кабардино-Балкарская Республика | 25,96 |
16 | Ивановская область | 25,99 |
17 | Тверская область | 26,05 |
18 | Псковская область | 26,06 |
19 | Республика Карелия | 26,43 |
20 | Республика Алтай | 26,54 |
21 | Белгородская область | 26,93 |
22 | Тамбовская область | 27,06 |
23 | Республика Марий Эл | 27,23 |
24 | Саратовская область | 27,37 |
25 | Республика Ингушетия | 27,53 |
26 | Республика Адыгея | 27,62 |
27 | Тюменская область | 27,84 |
28 | Калининградская область | 28,23 |
29 | Республика Коми | 28,36 |
30 | Оренбургская область | 29,01 |
31 | Владимирская область | 29,04 |
32 | Республика Калмыкия | 29,28 |
33 | Республика Северная Осетия — Алания | 29,50 |
34 | Тульская область | 29,59 |
35 | Курская область | 29,79 |
36 | Вологодская область | 30,07 |
37 | Брянская область | 30,25 |
38 | Краснодарский край | 30,68 |
39 | Ульяновская область | 30,76 |
40 | Липецкая область | 30,82 |
41 | Ставропольский край | 30,84 |
42 | Нижегородская область | 31,42 |
43 | Калужская область | 31,57 |
44 | Хабаровский край | 31,76 |
45 | Смоленская область | 32,04 |
46 | Алтайский край | 32,15 |
47 | Костромская область | 32,24 |
48 | Ямало-Ненецкий авт.округ | 32,64 |
49 | Удмуртская Республика | 32,74 |
50 | Республика Башкортостан | 32,96 |
51 | Томская область | 33,20 |
52 | Красноярский край | 33,29 |
53 | Ростовская область | 33,86 |
54 | Карачаево-Черкесская Республика | 33,87 |
55 | Воронежская область | 33,89 |
56 | Республика Татарстан | 34,29 |
57 | Забайкальский край | 34,36 |
58 | Новгородская область | 34,39 |
59 | Астраханская область | 34,69 |
60 | Иркутская область | 35,91 |
61 | Пермский край | 36,12 |
62 | Мурманская область | 36,37 |
63 | Ярославская область | 36,41 |
64 | Республика Бурятия | 36,98 |
65 | Свердловская область | 37,43 |
66 | Республика Тыва | 37,75 |
67 | Камчатский край | 37,77 |
68 | Омская область | 38,28 |
69 | Новосибирская область | 38,33 |
70 | Ленинградская область | 38,91 |
71 | Самарская область | 38,95 |
72 | Ханты-Мансийский авт.округ-Югра | 39,19 |
73 | р. Крым | 39,35 |
74 | Магаданская область | 39,42 |
75 | Курганская область | 39,53 |
76 | Амурская область | 40,45 |
77 | Республика Хакасия | 41,28 |
78 | г.Москва | 42,53 |
79 | Челябинская область | 43,59 |
80 | Московская область | 43,66 |
81 | г. Санкт-Петербург | 45,33 |
82 | Кемеровская область | 45,81 |
83 | Сахалинская область | 46,01 |
84 | Еврейская автономная область | 47,52 |
85 | Приморский край | 56,62 |
Команда
Инициированный Федеральным проектом «Трезвая Россия» «Антинаркотический рейтинг регионов – 2018» базировался на следующих фундаментальных принципах: открытости, независимости и объективности.
Это первый научно-обоснованный независимый доклад, подготовленный командой специалистов: экспертов, социологов, юристов, экономистов, историков, психологов, наркологов и журналистов, которые не только проанализировали, обобщили и систематизировали большие объемы данных региональной и федеральной статистики, но также осмыслили нынешнюю ситуацию и выработали комплекс мер ее своевременной и научно-обоснованной корректировки.
Перспективы
Разработчики «Антинаркотического рейтинга регионов — 2018» прогнозируют, что антинаркотическая работа будет позитивно меняться, укрепляться и прогрессировать именно в тех субъектах Российской Федерации, руководство которых станет учитывать результаты настоящего исследования и скорректирует свою работу по данному направлению.
При подготовке последующего доклада командой разработчиков запланировано обратить более пристальное внимание на реакцию и конкретные шаги региональных властей на «Антинаркотический рейтинг регионов — 2018».
Порядок подсчета
Итоговый балл для каждого региона исчислялся путем суммирования занятых им мест по каждому из пяти базовых критериев.
Ранжирование регионов производилось от самого благополучного (1 место) к самому проблемному (85 место). В таблице для каждого региона представлен итоговый балл, который и определил положение каждого субъекта Российской Федерации в «Антинаркотическом рейтинге регионов – 2018». Чем меньше балл, – тем благополучнее регион и тем выше занимаемое им место.
Используемые критерии
В качестве основы для составления «Антинаркотического рейтинга регионов – 2018» были выбраны наиболее важные критерии оценки степени результативности антинаркотической работы регионов и связанной с ней социальной напряженности. При составлении рейтинга использовались следующие 5 критериев:
1. А1: «Число умерших по основным классам и отдельным причинам смерти (смертельные отравления наркотическими и психотропными веществами) в разрезе субъектов Российской Федерации ».
2. А2: «Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях: контингенты пациентов с наркоманией».
3. А3: «Выявлено лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения».
4. А4: «Количество выявленных административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов (ст.6.8. и ст.6.9. КоАП РФ)».
5. А5: «Зарегистрировано преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков».
Используемые показатели
В «Антинаркотическом рейтинге регионов – 2018» было использовано три односоставных показателя (А2, А3 и А5) и два двусоставных показателя – А1 и А4.
Экспертная команда в целях повышения объективности и репрезентативности при исчислении показателя «Число умерших по основным классам и отдельным причинам смерти (смертельные отравления наркотическими и психотропными веществами)» использовала данные следующих исходных двух «подпоказателей»:
— смертельные отравления наркотическими веществами в разрезе субъектов Российской Федерации (БСМЭ);
— смертельные отравления психотропными веществами в разрезе субъектов Российской Федерации (БСМЭ).
Первоначально каждый из этих двух «подпоказателей» исследовался отдельно, а затем был объединен в один критерий А1.
Кроме того, разработчики в целях повышения объективности и репрезентативности при подсчете количества выявленных административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, анализировали официальную статистику выявления административных правонарушений по следующим двум «подпоказателям»:
— правонарушения по статье ст. 6.8. КоАП России;
— правонарушения по статье ст. 6.9. КоАП России.
При этом первоначально каждый из этих двух «подпоказателей» исследовался сначала отдельно, а затем был объединен в один общий критерий А4.
Значение всех применяемых в исследовании показателей А1, А2, А3, А4 и А5 использовалось в виде, приведенном на 100 тыс. населения для каждого субъекта Российской Федерации.
Все данные по каждому региону, на основе которых составлен настоящий рейтинг были взяты из открытых источников Росстата и статистики профильных ведомств.
Источники данных
При составлении «Антинаркотического рейтинга регионов – 2018» были использованы статистические показатели, представленные следующими открытыми источниками данных:
1. Данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
2. Данные Министерства здравоохранения Российской Федерации.
3. Данные Министерства внутренних дел Российской Федерации.
4. Центральная база статистических данных – интегрированный информационный ресурс, содержащий информацию по основным разделам статистики.
5. Единая межведомственная информационно–статистическая система (ЕМИСС) — официальная статистическая информация, формируемая субъектами официального статистического учета в рамках Федерального плана статистических работ.
6. Данные государственных судебно-медицинских экспертных учреждений по федеральным округам органов управления здравоохранением (БСМЭ).
7. Данные Информационно-аналитического портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Экспертно-консультативная поддержка
Команда Федерального проекта «Трезвая Россия», выпустившая в свет «Антинаркотический рейтинг регионов – 2018», в качестве мер по усовершенствованию антинаркотической политики в Российской Федерации предлагает действовать в рамках уже поддержанных обществом федеральных и региональных социальных инициатив в области антинаркотической политики.
Команда Федерального проекта «Трезвая Россия» готова оказать субъектам Российской Федерации экспертную поддержку при выработке комплексных и качественных мер в сфере защиты здоровья граждан России от наркотиков.